К сожалению, на сегодняшний день мало что известно о возможном поражении внутреннего уха новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и, в частности, о возможной патофизиологии. В настоящее время существует очень ограниченное количество литературы, посвященной этой теме, и, в основном, это отчеты о клинических случаях тем не менее, снижение слуха, шум в ушах и головокружение следует рассматривать как возможные последствия этой инфекции, наряду с потерей обоняния и вкусовой чувствительности.
Обсуждается, что поражение органа слуха во время инфекции SARS-CoV2 может быть связано с прямым повреждением структур внутреннего уха или с вирусным иммунным ответом. В качестве путей проникновения вируса были предложены кровеносные сосуды, лимфатические сосуды и нервы и, в некоторых случаях, мозговые оболочки. Гипотеза о возможном прямом повреждении волосковой клетки улитки была подтверждена исследованиями, в которых сообщалось о сниженной амплитуде задержанной вызванной отоакустической эмиссии (один из объективных методов исследования слуха) у инфицированных взрослых и даже у новорожденных пациентов, подвергшихся внутриутробному воздействию вируса SARS-CoV-2.
Если у вас есть вопросы или вы хотите записаться в клинику, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (812) 670-03-03 | Записаться |
Некоторые авторы выступают за возможное воспалительное поражение сосудов внутреннего уха или сосудистой полоски, поскольку они очень уязвимы для гипоксических повреждений (недостатка кислорода), ведь, фактически, микрокровоизлияния в мозг являются еще одним специфическим спутником инфекции COVID-19. Микрокровоизлияния непосредственно в лабиринт также были находкой у ряда пациентов с нейросенсорной тугоухостью.
Другие предполагаемые механизмы связаны с наличием стойкого воспалительного статуса опосредованного выработкой провоспалительных цитокинов, которые могут препятствовать функциям внутреннего уха и сопутствовать возникновению аутоиммунного ответа, такого как гранулематоз с полиангиитом.
Также обсуждается так называемая перекрестная реакция, которая может привести к тому, что антигены внутреннего уха ошибочно идентифицируются организмом как чужеродный агент и атакуются антителами.
Недостатками всех этих теорий можно назвать то, что рассматривались отдельные отчеты и серии клинических случаев. Кроме того, во многих из зарегистрированных случаев отсутствуют аудиологические обследования до начала острой потери слуха, что является большим недостатком, поскольку невозможно сравнить уровни порогов слышимости до и после заболевания SARS-CoV-2. В связи с чем, всё же остаётся неясным, представляют ли данные симптомы ухудшение ранее существовавшего заболевания или клиническое проявление, полностью связанное с вирусом, или же случайное событие.
Поэтому, прежде чем постулировать связь с SARS-CoV-2, следует всегда исключать воздействие шума, травмы головы, аутоиммунные заболевания, воздействие ототоксических препаратов, болезнь Меньера, отосклероз, анатомические изменения проводящей системы уха, ретрокохлеарные патологии и другие предрасполагающие факторы.
Резюмируя всё вышесказанное, хочется сказать, что самым важным является внимательное и полное обследование каждого конкретного пациента. Причин потери слуха огромное множество и, зачастую, мы вынуждены лишь бороться со следствием, а не с самой причиной. Использование доступных в нашей клинике инструментальных методов исследования слуха даст понимание об уровне поражения слухового анализатора и позволит подобрать соответствующее лечение.
Дорогие пациенты, очень важно понимать и помнить, что успех лечения, как правило, зависит от времени обращения. Чем раньше вы обратитесь за медицинской помощью, тем больше шансов получить положительный результат от проводимой терапии.
Список используемых источников:
- Yi-Ho Young (2019): Contemporary review of the causes and differential diagnosis of sudden sensorineural hearing loss, International Journal of Audiology, DOI: 10.1080/14992027.2019.1689432